Возможно, только у добродушных хоббитов немного по-другому. У них и правителя, как такового нет. Должность Тана — формальная, а мэр выполняет обязанности почтмейстера и начальника полиции. На мой взгляд, у хоббитов самые главные те, кто варит пиво и выращивает табак.
Классический конфликт в фэнтези — это боязнь, что кто-то хочет отобрать престол. Даже во Властелин колец он есть. Когда обезумевший Дэнетор 2 уверен, что Гендальф и эльфы хотят сделать королем свою марионетку, какого-то «дунэдайн».
В этом месте, во время выступления, одна крайне умная женщина поправила меня, что главный конфликт в фэнтези — это столкновение культур. Что ж, тут трудно не согласиться, но про «престол» я и не говорил, что он — «главный».
К чему я? Мы привыкли, что в большинстве фэнтези-романов используется структура условного средневековья. Правящая династия, дворяне, герцоги, графы, бароны, вассалы. Торговцы, солдаты, крестьяне.
Еще несколько примеров. Сейчас читаю Робин Хобб «Сагу о Видящих», Мир Элдерлингов, там похожее устройство и дворцовые интриги. Или та же «Игра престолов» Джорджа Мартина, основанная на войне Алой и Белой розы в Англии в XV веке.
И братья Стругацкие в моей любимой книге «Трудно быть богом» используют ту же схему, но там как раз такая цель и была: показать планету, похожую на Землю в эпоху средневековья и поместить туда человека будущего.
То есть здесь по-прежнему конфликт создают человеческие страсти: борьба за власть, богатство, лучшее положение в обществе, банальное невежество.
Да в том же Гарри Поттере естественным образом и чаще всего самые влиятельные люди — сильные маги.
В этом месте мне возразил друг: «А как же Фадж, министр магии?» Ну, его и продвинули, чтобы он был марионеткой того же Люциуса Малфоя.
Теперь поговорим о книгах, где мироустройство сильнее влияет на общество.
В восьмикнижье Анджея Сапковского про ведьмака Геральта и Цири тоже есть монархи, но там всем заправляет ложа магов, официальные советники королей. Это уже вносит большие коррективы в мироустройство. Но, скажем, земледельцу или ремесленнику, по большому счету, плевать, кто там у руля, чародейка или король.Есть еще один момент, но, если во «Властелин колец» межрасовая вражда основа на давней обиде и несхожести характеров, как, скажем, у эльфов и гномов, то в мире Сапковского люди относятся к эльфам, краснолюдам, вообще ко всем нелюдям с жестоким расизмом. Позже к списку изгоев присоединятся и маги.
Хоть мир в трилогии Филипа Пулмана «Темные начала» (Золотой компас, Чудесный нож, Янтарный телескоп) очень похож на наш, там есть одна важная особенность — деймоны. У каждого человека есть деймон — это вынесенная за пределы тела душа, которая принимает вид того или иного животного.
Магистериум религиозно-консервативная политическая машина, которая всеми силами скрывает, даже среди собственных последователей, что существуют и другие, параллельные вселенные.
Здесь очень четкая и важная граница между ребенком и взрослым. У детей, скажем лет до 14, деймон меняется, принимает форму множества зверей, в зависимости от ситуации и настроения, у взрослых же он — неизменный. И, естественно, многие не особо-то им довольны. Есть разница, кто твой деймон — тигр, орел, змея или бабочка. Это, и в целом наличие деймона, по ходу трилогии, создает множество конфликтов, особенно остры отношения между Лирой и ее мамой, ученой, изучающей возможность отделения, сепарации души-деймона от тела.
Хоть книги и позиционируются как детские, там все пропитано сложными теологическими вопросами, так что взрослым ее читать будет интересно. Серьезное произведение.
Кто не слышал, недавно вышла еще одна дилогия «Книга пыли», продолжение истории Лиры Белаквы. А также уже 2 сезона очень качественного сериала.
Самый лучший пример, хоть это и юмористическое фэнтези, где на социальные отношения влияет мироустройство, это цикл Терри Пратчетта о «Плоском мире». Всевозможные гильдии, волшебники, городская стража, ведьмы, в конце концов, мистер Смерть дают возможность создать огромное количество интересных конфликтов и показать проблемы реального мира через фэнтезийную призму. Насколько я знаю, только первые книги были пародийными, дальше в них много тонкой философии и отсылок к вопросам реального мира, часто глобальным (к примеру, магические загрязнения и трудности по уничтожению книг с заклинаниями — это намек на радиоктивные отходы). Как говорил сам сэр Терри Пратчетт: «Плоский мир — зеркало всех прочих миров».